Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе.
Агрессия – намеренные действия, направленные на причинение ущерба.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Является результатом межличностных отношений, взаимодействий, провокаций. Окружающая среда, в которой находится человек, повышает или понижает вероятность возникновения агрессии.
Существует непосредственная связь между детской агрессией и стилем воспитания в семье (Берон Р., Ричардсон Д.). Если ребёнка наказывать за проявление агрессии, то он начинает её скрывать в присутствии взрослых . Часто дети используют агрессию и непослушание для привлечения внимания взрослых.(Поппер П.).
Гнев – чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.
Что делать?
1. Стремиться установить с ребёнком тёплые отношения.
2. Учить прямо высказывать в вежливой форме свои чувства, которые привели к негодованию.
3. Перенос чувств на неопасные объекты (резиновые игрушки, каучуковые шарики, подушки, поролоновые мячи, мишени с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна. Молоток и гвозди, спортивный инвентарь).
4. Использование релаксационных упражнений (игра «Улыбка», «Тёплый ветер»).
5. Беседы о разрушительных свойствах гнева.
6. Использование условных знаков ( в карман положить дорожный знак «стоп», который можно всегда доставать, когда одолевает гнев).
7. Обучение выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами : обсуждение конфликтных ситуаций, поиск способов реагирования).
8. Ролевые игры.
9. Формирование позитивных качеств личности: эмпатии, доверия к людям, доброты.
10. Обучение эффективным способам общения с ребёнком.
Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью (психологический словарь).
Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет. Её три основные блока: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность (Шевченко Ю.С., Заваденко Н.Н.). В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Диагноз можно поставить после специальной диагностики.Три основные ошибки, которые допускают родители гиперактивного ребёнка (Р. Кэмпбелл):
1. Недостаток эмоционального внимания.
2. Недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка.
3. Неумение воспитывать в ребёнке навыки управления гневом.
Что делать?
1. Консультация у врача – невролога.
2. Психологическая коррекция эмоциональной сферы и поведения ребёнка.
3. Обеспечение эмоционально-нейтрального фона развития и обучения ребёнка ( дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а только ухудшат его. Общение должно быть мягким, спокойным, включать похвалу и одобрение
4. Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).
5. Отработка навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
6. Указания должны быть немногословными и содержать не боле 10 слов. В противном случае ребёнок может «выключиться» и не услышит вас.